Важно знать, как наша речь развивается в норме

Развитие речи у ребенка проходит в несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка.

Первый период является периодом cтановления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период – это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий период – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т.е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Описание системного развития нормальной детской речи представил выдающийся филолог А. Н. Гвоздев в монографии «Вопросы изучения детской речи» .

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

В норме к 4 годам ребёнок произносит все звуки, кроме л,р – это звуки позднего онтогенеза. Часто родители, желая ускорить процесс становления звуков, заставляют ребёнка: "Скажи л-л-л (р-р-р)", скажи "лампа" ("рыба") – в зависимости от того, какой звук он не произносит. Это большая ошибка: мышцы языка у детей слабые, нет достаточной подвижности, точности – может появиться дефектный звук. Что же делать? Прежде всего, если нет нарушений строения артикуляционного аппарата (губ, прикуса, языка…), по данному поводу консультация специалиста обязательна, начинайте укреплять мышцы этого самого аппарата.

 

ЛОГОПЕД совет – поиграйте с ребёнком: например, игра "Весёлый язычок". Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом – так, чтобы хорошо было видно лицо, рот, язык. Рассказываете сказку: " Жил да был Весёлый язычок. У него был домик – ротик. В домике – стены (щёки), потолок (нёбо), пол (нижняя челюсть). У домика был заборчик – зубы. Весёлый язычок любил выполнять упражнения. После упражнений он становился сильным и ловким". Упражнения выполняете каждый день по 3-4 раза (утром, днём, вечером), длительность такой игры 7-10 минут.

Блинчик. Пошлепать язык губами (пя-пя-пя), когда язык расслабится и станет широким и круглым (блин), положить его на нижнюю губу и удержать таким 10 секунд. Следить за тем, чтобы язык не дрожал, не убегал в рот, не становился узким, верхняя губа не должна лежать на языке

Чашечка. Рот широко открыт. Прогнуть язык в форме чашки и удержать таким 10 секунд. Следить за тем, чтобы язык не убегал в рот.

Качели. Рот широко открыт. Язык кончиком упирается в нижние зубы и при этом круто выгибается спинкой, (Удержать 5 секунд.) затем язык поднимается за верхние резцы (5 секунд). Делать поочередно 5-7 раз. Следить, чтобы язык не выскальзывал, не вываливался на губу.

Побелим потолок. Язык кончиком гладит небо в разных направлениях.

Часики. Язык узким кончиком прикасается поочередно, то к левому углу губ, то к правому. Следить за тем, чтобы язык не елозил по нижней губе, и нижняя челюсть была неподвижна.

Почистим зубки. Языком облизывать верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

 

ЛОГОПЕД совет: необходимо учитывать последовательность постановки звуков, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Рекомендуемая последовательность постановки звуков следующая:

свистящие С, З, Ц

шипящие Ш, Ж

шипящие Ч, Щ

соноры Л', Л

соноры Р, Р'

 

СЛОВАРЬ ЛОГОПЕД совет: развивайте словарь ребёнка. Многие родители думают: если ребёнок правильно называет предметы обихода, этого достаточно. На самом деле в словаре детей должны быть не только существительные, но и все другие части речи. Кроме того, они должны уметь называть антонимы – слова, противоположные по значению (высокий – низкий, узкий – широкий); синонимы, обобщающие слова.

 

Грамматический строй речи

Овладение грамматическими категориями речи – процесс сложный и длительный. Родители могут помочь ребёнку в формировании навыков

- словоизменения

- словообразования

- согласования

 

ЛОГОПЕД совет: на развитие навыков словоизменения используйте следующие игры и упражнения

"2 и 5". На картинке изображено разное количество предметов (2 или 5). Дети называют количество предметов (2 гриба или 5 грибов; 2 ложки или 5 ложек и т.д.).

«Дополни предложение». Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.

«Составь предложение ». Предлагается составить предложение с предложно-падежными конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в стакане, на стакане, под стаканом).

«Ответь на вопросы по картинкам». Что делает? Что сделал? – Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом.

«Назови цвета различных предметов ». Предлагается назвать цвета различных предметов (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли).

 

ЛОГОПЕД совет: на развитие навыков словообразования используйте следующие игры, упражнения

«Скажи ласково». Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного с помощью картинок (стол-столик, дом – домик);

«Из чего сделано?». Предлагается образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото «Из чего сделано?» (стол из дерева-деревянный, стакан из стекла – стеклянный);

«Скажи правильно». Предлагается образовать глаголы при помощи приставок по картинкам (лить – наливать, выливать, переливать поливать); подбор родственных слов среди других слов (сад, садить, садовник, посадки).

«Чей хвост?» Предлагается образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото: «У лисы – хвост лисий. У зайца – хвост заячий »и т.д.

 

ЛОГОПЕД совет: на развитие навыков согласования можно предложить упражнения:

Подобрать название цвета к словам: помидор, груша, яблоко и т.д.

Закончить предложения. Например: Маша одела (красная кофта). Мороз разрисовал окна (красивые узоры).

Коза щиплет (зеленая трава).

Грачи свили гнездо на (высокая береза).

Игра «Назови, какой по вкусу?» Подобрать название вкуса к словам: лимон, сахар, уксус.

Подобрать название формы к словам: конверт (прямоугольный), мяч (круглый), дыня (овальная) и т.д.

 

ЛОГОПЕД совет: развивая речь, работайте над развитием психических процессов – внимания, памяти, мышления и т.д.

  • Речь как психический процесс не развивается сама по себе. Дефекты или недоразвитие речи часто сопряжены с проблемой дефицита психической деятельности в том или ином виде, в частности, с проблемой дефицита слухоречевой памяти.
  • Задача взрослого педагогически грамотно помочь развитию именно тех видов памяти, которые недостаточны или нарушены у детей с патологией речи: слухоречевой памяти.

 

 Предлагаем следующие упражнения и игры на развитие слухоречевой памяти у детей с патологией речи

1. «Магазин» Взрослый предлагает ребёнку «сходить в магазин» и просит запомнить все предметы, которые надо «купить». Начинают с 3-4 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: покупателя и продавца, мамы и дочки (сына).

2. «Собираем чемодан» Ребёнку предлагается игра: «Представьте, что путешественник собирается в дорогу. Он складывает вещи в чемодан: полотенце, мыло, зубную щётку, расчёску, журнал, тапочки и т.д. Перечислите, что взял с собой путешественник?»

3. «Восстанови пропущенное слово»

4. «Повтори и продолжи»

5. «Подбери картинку»

6.«Запомни нужные слова»

и другие…

 

ЛОГОПЕД совет: учите ребёнка выделять звуки в словах.

Уже в 3,5-4 года ребёнок способен определять первый звук в слове ударный гласный:

Аня, азбука, аист;

утка, удочка,

ива, Ира,

ослик, окна, осы,

эхо, Эмма…

 

Приступайте к следующему этапу только после того, как ребёнок освоит предыдущий материал.

 

Далее научите выделять согласный звук в конце слова:

кот

суп

мак…

 

Затем научите выделять согласный звук в начале слова:

сок

кот

так…

 

Далее следует один из самых важных этапов – выделение гласного в середине односложных слов

дом

дым

дам…

 

Почему так важно научить ребёнка слышать гласный в слове?

Многолетний опыт работы показывает, что при письме под диктовку ученики младших классов, особенно первоклассники, пропускают гласные буквы. Причём даже те детки, которые рано начали читать. В чём же тут дело? Одной из причин этого является несформированность навыков звуко-буквенного анализа. И если согласные (мы не говорим сейчас о свистящих, шипящих…) в начале, конце слова ребёнок выделяет, то гласный звук как бы сливается с предыдущим согласным. Спросите ребёнка, например, какой первый звук в слове "дом" – скажет: "до"; в слове "дым" -"ды", в слове "дам" – "да". Какой второй звук – звук "м". Сколько всего звуков в слове? – "два".

 

Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятий), подбодрите и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.

Консультация по мелкой моторике