Страница обновлена 24.07.2024
МДОУ «Детский сад №27 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Тутаевского муниципального района
ДОБРЫЙ ДЕТСКИЙ САД – ДЛЯ ДОБРЫХ СЕМЕЙ!»
ОХРАНА
ДЕТСКОГО ГОЛОСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ Консультация для воспитателей и родителей Составила СМИРНОВА
Мария Александровна, музыкальный
руководитель МДОУ №27 |
|
Я хотела бы поговорить об охране детского голоса
при обучении пению. Почему это важно? Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
|
|
Но мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо мало подвижное, дыхание слабое, поверхностное), и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения.
Дети не должны петь громко! Громкое пение ("пение-крик") ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкального руководителя по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. Учёные – исследователи считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги – практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, и др., предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
Для того чтобы научить детей петь правильно, сформировать у них основные певческие навыки и не принести серьёзный ущерб голосу взрослые (педагоги и родители) должны понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью – вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поёт ребёнок и как его нужно поправить.
Во время обучения дошкольников пению музыкальный руководитель вначале определяет диапазон голоса каждого ребёнка . Стремится систематически его укреплять, расширять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что уже в возрасте от 4-5 лет детские голоса звучат ненапряжённо, естественно в пределах звуков «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребёнка.
Известно, что занятия пением, если они строятся грамотно , способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
|
|
Несколько советов для педагогов и родителей,
|
|
Музыкальный руководитель советует Внешний вид детей |
Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье |
Список используемой литературы:
1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников.» – М., Академия. 2000. с 39
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания
в детском саду» – М., Просвещение. 1989. с 76 3. Тарасова К.В. «К постановке детского певческого голоса» – Музыкальный руководитель, N 3, 2005. С 2
|