Важным в образовательном процессе детского сада является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего детского сада функционирует логопедический пункт, который показал целесообразность данной формы работы наряду с имеющимися формами организации логопедической помощи детям дошкольного возраста.
 
Цель работы логопукта: создание необходимых условий для обеспечения речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
 
Основными задачами в работе логопедического пункта являются:
  1. Выявление нарушения устной речи.
  2. Определение уровня и характера речевых нарушений.
  3. Коррекция нарушений в устной речи.
  4. Разъяснение и распространение специальных логопедических знаний среди педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
В соответствии с задачами реализуются четыре основных направления работы логопеда: диагностическое, коррекционное, профилактическое и информационно – просветительское.
На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:
  • фонетическое недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
 
Для реализации эффективной логопедической деятельности на логопункте созданы необходимые условия.
 
Первое – индивидуальная программа развития ребенка, которая реализуется на индивидуальных занятиях (как основная форма работы логопедического пункта) и позволяет учитывать особенности и возможности каждого ребенка.
Второе – это организация тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, узких специалистов) в каждом направлении работы логопеда.
Третье – комфортные условия развития, воспитания и обучения дошкольников. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей имеет развивающая предметно-пространственная среда. В нашем детском саду созданы все необходимые условия: имеются пособия для развития мелкой моторики, сенсомоторные игры, пособия для формирования речевого дыхания, различный учебно – игровой материал, картотеки артикуляционной гимнастики. Оборудована зона песочной терапии, способствующая снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Соблюдение этих условий в работе логопедического пункта будут способствовать правильной и красивой речи ребенка – важнейшего фактора всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
 
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия.
Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком). Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.
Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.