Как не воспитать ограниченность у детей»

Хотелось бы вам рассказать небольшую историю. Жила-была одна маленькая девочка. Как и все другие детки, она была немножко волшебницей, была открыта миру, он ей казался большим и неограниченным, преисполненным загадок, непознанного и интересного. И девочка с открытым сердцем стремилась все понять, познать, всему научиться. Но все время рядом появлялась уж слишком заботливая мама и постоянно повторяла: «Не трогай!», «Этого делать нельзя»! А еще хуже стало, когда девочка начала ходить в школу. Как у многих детей у нее не все сразу выходило, но она честно старалась. Однако мама стараниями была недовольна: «Сколько можно повторять?», «Вон твоя подружка одни пятерки носит, а ты?», «С такими оценками пойдешь работать дворником». И девочка сломалась. Не сразу, но потихоньку. Все эти фразы навеки засели в ее маленькой голове и начали отравлять всю ее жизнь.
Девочка выросла, стала женщиной, мир потерял свою бескрайность и интересность. Познавать ничего не хотелось, учиться почему-то серьезно было страшно, потому что все равно не выйдет. Так же и мама говорила. Жизнь казалась серой, работа – не интересной. Девочка уже больше не была волшебницей.
Что же это значит? А то, что огромное влияние на нашу жизнь имеют наши внутренние ограничения, убеждения, которые формируются в детстве. Детские убеждения – самые цепкие, самые сильные. Они проявляются в виде наших эмоций, и ребенок воспринимает их, не задумываясь.
Дети воспринимают мир, как нечто бескрайнее, родители для них – настоящие волшебники. Однако родители часто не задумываются и не могут осознать, насколько большим является их влияние на ребенка. Тяжело даже представить, какое магическое влияние родительские фразы оказывают на дальнейшую жизнь сына или дочери. Дети воспринимают информацию и эмоции очень открыто, они вливаются в них, как жидкость в сосуд. И таким образом, родители-волшебники, еще в детстве могут наколдовать малышу то, как он будет воспринимать себя, отношения, творчество и многое другое.
 
Замечательные примеры такого «волшебства» приводит в одной из своих книг писатель-психолог Грей Джон.
 
Мы говорим: «Осторожно, упадешь!», «Осторожно, собака укусит!»
Ребенок слышит: «Мир опасен, лучше вообще ничего не делать»
Лучше скажите: «Будь внимателен. Будь осторожен. Береги себя»
 
 
Мы говорим: «Поторопись! Быстрее! Стой! Замолчи!»
Ребенок слышит: «Ты неважен. Тебе всегда придется жертвовать своими желаниями ради моих»
Лучше попробуйте договориться: «У меня есть 10 минут. Ты сможешь быстренько собраться?»
 
Мы говорим: «Не плачь! Не смейся! Не кричи
Ребенок слышит: «Не выражай своих эмоций
Лучше попробуйте понять чувства ребенка: «Ты чего-то испугался? Ты, наверное, устал?»
 
 
Мы говорим: «Сколько можно повторять, объяснять
Ребенок слышит: «Ты – глупый! Ты – неудачник»
Лучше скажите по-другому: «У тебя все получиться, попробуй еще раз. Я буду рядом и помогу, если нужно.»
 
 
Мы говорим: «Разве мальчики плачут? Ты же девочка и должна слушаться
Дети слышат: «Мальчик не должен выражать своих эмоций. Девочка всегда жертва»
Скажите иначе: «Ты огорчился, ты рассердился. Ты имеешь право это пережить»
 
 
Мы говорим: «Как тебе не стыдно?»
Ребенок слышит: «Ты – плохой, с тобой что-то не так»
Лучше скажите: «Ты ошибся. Подумаем вместе, как исправить и не повторять ошибку»
 
 
Мы говорим: «Посмотри, как хорошо ведет себя (делает) он (она), а ты?»
Ребенок слышит: «Ты хуже других»
Скажите ребенку: «Я люблю тебя таким, какой ты есть!»
 
Желаю Вам удачи в воспитании счастливых и умных деток!
 
Советы подготовила Чайка Валентина Владимировна